Рады приветствовать Вас на Капсульном курсе по теории цвета.

Ниже вы найдете 5 обучающих видеоуроков, изучив которые, сможете начать свой путь в исследовании теории цвета как с точки зрения изобразительного искусства, так и с точки зрения психологии.
УРОК 1. Основы композиции
Композиция - расположение объектов на нашей работе. В зависимости от того, что это за объекты, в каком количестве они представлены, какую форму имеют и т.д., наша картина будет обладать той или иной степенью выразительности.

Так, наиболее выразительная композиция сбалансирована относительно геометрического центра, в идеале имеет композиционный центр, а также определяется тем или иным направлением цветовых масс.

Последний пункт в нашем случае играют основополагающую роль. Типы направлений бывают:

1. Диагональное – задает максимальную динамику композиции, развивает чувство глубины.
2. Горизонтальное – задает протяженность композиции в пространстве, утяжеляет ее.
3. Вертикальное – задает легкость композиции, также развивает чувство глубины.
4. Круговое – задает пульсирующую динамику композиции.

Книги. рекомендуемые к прочтению, - Иоханнес Иттен: "Искусство формы", О. Л. Голубева "Основы композиции".

http://aliveline.ru/lib/ArtOfForm.pdf
https://udhsh.chel.muzkult.ru/media/2019/04/10/125...

Если та или иная ссылка не открывается, когда вы кликаете на нее (такое бывает из-за внутренней ошибки браузера), просто скопируйте ее вручную и вставьте в поисковую строку.
УРОК 2. Композиция: углубленный урок
Цвет– не единственный инструмент, которым можно владеть, чтобы делать свои картины максимально интересными и завораживающими. Так, основным средством творческого выражения в картине является не только цвет, но и форма.

Основные типы форм, внутри которых может быть запечатлена общая цветовая масса/которые могут быть представлены элементами внутри цветовых масс:

1. Квадрат – законченная, устойчивая форма. Ей чуждо движение, в большинстве случаев она тяжела и не очень подходит для нашей работы.

2. Треугольник – более активная, движущаяся форма, Устойчива в положении острия фигуры вверх, неустойчива в положении острия – вниз.

3. Круг – одна из самых живых форм, невольно связанных с ассоциациями Земли, мироздания, природы. Такая форма вызывает самые приятные и в большинстве случаев безопасные ощущения.

4. Форма «амебы» - одна из наиболее часто встречаемых в работе с чернилами. Вызывает ассоциации романтичностью, меланхолией, парением. Очень хорошо подходит в работе с чернилами.

Главных форм 4, однако ими все не ограничивается. Когда мы говорим про чернила, мы всегда имеем дело с гранями. А каждая грань – это что? Это линия. Ее можно сделать мягкой с плавными изгибами, можно сделать резкой – с крутыми, можно сделать разной – и все это будет определять общую выразительность картины.

Основные законы композиции:
равновесие, соподчинение, единство.

Так, когда мы говорим про чернила, принято считать, что наибольшей выразительности достигает картина, цветовые массы которой равновесно распределены относительно геометрического центра, находятся в соподчинении друг с другом относительно композиционного центра и объединены общим цветовым созвучием, формами, текстурой, формами и т.д.

Геометрический центр - центр работы с точки зрения геометрии. Композиционный центр - центр работы в более метафоричном смысле, место максимальной выразительной/смысловой нагрузки (контрастное пятно, металлик, темная грань и т.д.).

Типы композиций:

1. Закрытая - все цветовые массы заключены в поверхности планшета, не имеют точек касания с ее краями и не выходят за его предела. При восприятии такой композиции взгляд стремится в центр.

2. Открытая - цветовые массы заполняют большую часть поверхности планшета и имеют много точек касания с ее краями, либо заполняют всю поверхность полностью. В воображении такую картину хочется продлить за пределы планшета, взгляд при восприятии стремится от центра.

3. Симметричная - цветовые массы симметрично распределяются относительно геометрического центра и оси симметрии.

4. Ассиметричная - цветовые массы располагаются ассиметрично относительно геометрического центра, оси симметрии нет.

В симметричной композиции композиционный центр совпадает или находится близко к геометрическому, в ассиметричной он может быть сдвинут относительно него в любую из сторон.

Вне зависимости от типа композиции нашей первоочередной задачей является равновесное распределение цветовых масс относительно геометрического центра. В симметричной композиции это делается легко - распределяем их соразмерно относительно г.ц. и оси симметрии. В ассиметричной мы прибегаем к использованию более сложных приемов – уравновешивания через плотность цветовых пятен, их текстуру, фактуры и т.д. Так, например, небольшой, но темный объект в одном углу способен уравновесить большой, но светлый – в другом.

Правило третей - принцип построения композиции, основанный на упрощенном правиле золотого сечения. Правило утверждает, что изображение должно рассматриваться разделенным на девять равновеликих частей с помощью двух равноудаленных параллельных горизонтальных и двух параллельных вертикальных линий. Важные части композиции должны быть расположены вдоль этих линий, или на их пересечении — в так называемых точках силы.

Дополнительно, с учетом своих наблюдений, я хочу упомянуть т.н. "композиционную паузу", которая также достаточно часто встречается в работах, выполненных в ликвидных техниках. Это такой тип композиции, в котором отсутствует один ярко-выраженный композиционный центр, и все детали работы начинаются подчиняться целому, утрачивая свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного, она воспринимается как нечто "единое". Такой тип композиции является достаточно непростым для реализации выразительной картины, однако, представляет собой интересное поле для экспериментов.
УРОК 3. Основы колористики
Картину можно сделать выразительной не только благодаря использованию той или иной сознательно выбранной композиции, но и с помощью осознанного цветового выбора. Ориентироваться можно на 12-ти частный цветовой круг, приобрести можно здесь: https://www.peredvizhnik.ru/

В ходе теоретических и практических исследований в области психологии восприятия и физики цветовых волн были выявлены основные гармоничные созвучия, используя которые, можно контролировать степень выразительности и гармоничности вашей картины.

К основным гармоничным созвучиям относятся:

1. Комплиментарное – сочетание двух противоположных цветов. Придает картине резкую, акцентную выразительность.
2. Разделено-комплиментарное – сочетание основного цвета и пары дополняющих по отношению к его противоположному. Также придает акцентную выразительность, однако в более мягком формате.
3. Триада – сочетание трех цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга.
4. Тетрада – сочетание четырех цветов, соединение которых на круге образует прямоугольник.
5. Квадрат – сочетание четырех цветов, равноудаленных друг от друга.

Все виды созвучий с 3 по 5 усложняют и придают картине выразительность, схожую с той, что получается при комплиментарном сочетании.

6. Аналогичное – сочетание рядом расположенных двух или трех цветов. В данном случае в игру вступает такое средство выразительности как температура картины (рядом расположенные цвета можно отнести либо к холодному, либо к теплому, либо к переходному спектру).
7. Монохромное – комбинирование различных тонов одного цвета. Регулирует выразительность не с помощью использования разных цветов, а с помощью разной тональности одного цвета (один цвет в разных оттенках). Придает картине наиболее мягкое "звучание".

На практике наиболее интересные картины получаются при использовании 1, 2, 6 и 7 цветовых созвучий.

Различные сочетания цветов образуют различные виды цветовых контрастов: дополнительных цветов, по насыщенности, светлого и темного, теплого и холодного и др., которые также становятся выразительными средствами при сознательном использовании.

Книга. рекомендуемая к прочтению, - Иоханнес Иттен: «Искусство цвета». Ссылка на PDF: http://www.pigareva-tat.ru/catalogs/Йоханес%20Итен%20-%20Искусство%20цвета.pdf

Если та или иная ссылка не открывается, когда вы кликаете на нее (такое бывает из-за внутренней ошибки браузера), просто скопируйте ее вручную и вставьте в поисковую строку.
УРОК 4. Колористика: углубленный урок
Цветовой круг Иттена - схематичное представление цветов видимого спектра (спектральных).

Спектральные цвета и их смеси образуют группу т.н. хроматических цветов ("хромос" - цвет с греч.). Это "цветные" цвета. Есть также второй тип - ахроматические цвета ("бесцветные") - черный, белый и все их смеси.

Светлые ахроматические цвета (белый, светло-серый и пр.) усиливают звучание глубоких, насыщенных, плотных хроматических цветов, в то время как пастельные и "глухие" хроматические цвета смотрятся на них более незаметно, нежно, воздушно. По аналогии, только наоборот, это правило действует при сочетании хроматических цветов с темными ахроматическими.

Основные характеристики цветов:

1. Температура – цвет может быть теплым или холодным.

К теплым цветам относятся красный, желтый и оранжевый. К холодным – синий, зеленый и фиолетовый.

2. Светлота – цвет может быть светлым или темным.

Это зависит от того, сколько черных или белых (т.е. ахроматических) цветов в него добавлено. Чем больше черных оттенков в цвете – тем он глубже и драматичнее, чем больше белых – тем воздушнее и нежнее.

3. Насыщенность – цвет может быть очень интенсивным в своем звучании, а о может быть приглушенным, блеклым.

Все определяется смешением хроматического цвета с ахроматическими, либо с дополнительными к нему.

Типы цветовых контрастов:

1. Контраст по цвету – он возникает при сопоставлении любых чистых цветов. Совмещение с белым и черным могут сделать это сочетание еще более выразительным и ярким.

2. Контраст светлого и темного – возникает при сопоставлении любых светлых и темных цветов.

3. Контраст холодного и теплого – возникает при сопоставлении теплых и холодных цветов. Наибольшей интенсивности достигает при сочетании красно-оранжевого цвета с сине-зеленым. Все остальные цвета кажутся холодными или теплыми в зависимости от их сравнения с более холодными или более теплыми цветами.

4. Контраст дополнительных цветов – возникает при сопоставлении цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге. Например, желтого и фиолетового.

5. Контраст по насыщенности – возникает при сопоставлении насыщенных и блеклых цветов.

6. Контраст по площади цветовых пятен – возникает при противопоставлении цветовых масс различной величины. Его сущность – противопоставление между «много» и «мало».

Чтобы пространственные отношения между 2 и более цветами были уравновешенными, а все цвета выделялись в равной степени, необходимо учитывать светлоту цветов и размер их цветовых пятен.

Степень светлоты цветов по Гете:

Желтый 9
Оранжевый 8
Красный 6
Фиолетовый 3
Синий 4
Зеленый 6

Как пользоваться? Например, желтый цвет, являясь в 3 раза светлее фиолетового (отношение 9 к 3), должен занимать лишь одну треть пространства картины, в то время как фиолетовый должен занимать три (обратная пропорциональность).

7. Симультанный контраст основан на законе, согласно которому каждый чистый цвет физиологически (т.е. в нашем восприятии) требует противоположного ему цвета.

Если такого цвета нет, ну, например, в вашей картине используется только фиолетовый, глаз симультанно достраивает ощущение необходимого дополнительного цвета. Так, например, на картине, написанной фиолетовым цветом, нейтральный белый фон может выглядеть чуть более теплым, желтоватым, нежели является в реальности.
УРОК 5. Психология цвета
Психология восприятия цвета - это наука, которая изучает способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета. Этот процесс устроен гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, но понимание его внутреннего устройства может сделать ваше творчество более осознанным, целенаправленным и внимательным к деталям.

Так, важно понимать, что каждый цвет - это символ и он имеет свое социально-культуральное значение, отличающееся в каждой культуре друг от друга. Поэтому использование цвета нами или другими людьми может многое рассказать нам как о себе самих, так и о них.

Также, зная, в какой интерьер или помещение вашему клиенту нужна картина, вы можете более уверенно помочь ему определиться с выбором цветовой палитры. Аналогичным образом, зная различные личностные особенности человека, для которого предназначена картина, вы можете написать более конгруэнтную картину, совпадающую с его переживаниями.
Приятного обучения и продуктивного творчества!