Очень важное место в психоаналитической практике всегда занимал анализ сновидений. Так, Фрейд был первым, кто предположил, что сновидение - это не продукт чего-то потустороннего или берущегося невесть откуда, а результат глубинной работы психики. Так, на истоках психоанализа считалось, что сновидение - это синтез:
- бессознательных импульсов (например, агрессии или сексуальности)
- воспоминаний о событиях, случившихся накануне
- соматических, телесных ощущений во время сна
Предполагалось, что пока мы спим, все это смешивается в нашей психике под воздействием т.н. процессов "смещения" и "сгущения", и в результате мы получаем странно-замысловатый коктейль из образов, каждый из которых обязательно что-то символизирует (так, например, "паук" с культурно-исторической точки зрения обозначает мать, а паутина - зависимость от нее). Ожидалось, что обсуждая возможную символику этих самых образов, можно выйти на истинное содержание сновидения и тем самым получить возможность соприкоснуться с важными для человека темами.
Сегодняшняя психоаналитическая практика, на мой взгляд, действует несколько свободнее и шире. Да, конечно, некоторые образы во сне могут символизировать нечто конкретное, обусловленное культурой, но зачастую эта символика все же определяется индивидуальным опытом каждого человека. Таким образом, через обсуждение образа того же паука во сне одного человека мы действительно можем выйти на тему детско-родительских отношений, а с другим - например, на тему опасностей, ожидаемых от мира. Возможно, по итогу это будет об одном и том же содержании, а возможно и нет.
Более того, с т.з. теории объектных отношений (теоретические основы современного психоанализа), сновидение также отражает различные взаимодействия между внутренними объектными отношениями или, говоря иначе, между разными частями нас самих.
Так, если во сне вы видите подругу, с которой ругаетесь, это необязательно из-за того, что вы поругались с ней на досуге или отношения между вами в настоящий момент натянуты, и вы обеспокоены этим. Это может также отражать, например, ваш внутренний конфликт между критикующей, нападающей частью вас, с одной стороны, и уязвимой, растерянной и напуганной частью вас же, с другой. Просто во сне, за счет уже упомянутого механизма "смещения", внутренний критик появляется в образе подруги.
И с этой точки зрения особенно интересным становится то, что вы чувствуете во сне, потому что именно эмоция может рассказать о природе этого внутреннего конфликта и частей вас, которыми он организован.
Поэтому в своей практике, когда клиент рассказывает о сновидении, я всегда уделяю особое внимание не только содержанию сна, но и тому, как клиент сам понимает и осмысляет его. И какие чувства - были там, во сне, и есть сейчас, в процессе рассказа о сне мне, психологу. Потому что, на самом деле, помимо самого сна огромное значение имеет и ситуация рассказа о нем - в какой момент происходит рассказ/вспоминание сна? После каких моих слов/слов клиента? Какие процессы сейчас затронуты в терапии? И т.д. Все это также имеет значение, и может быть с интересом проанализировано как самостоятельно (например, когда вы делитесь сном с другом), так и со специалистом-психологом. Так или иначе, любое сновидение всегда потенциально способно открыть нам очень много любопытного о самих себе.