Статьи

МОЖЕТ ЛИ ПСИХОЛОГ ОШИБАТЬСЯ?

О терапии
Когда мы идем к специалисту, мы обычно хотим, чтобы он был компетентным. Стоматолог, парикмахер, психолог - не важно кто, главное, чтобы профессионал. Не хочется, чтобы поставленная пломба через месяц отвалилась, а волосы после покраски стали как солома.

Но плохая новость, касающаяся многих сфер, а такой тонкой, как психологическая работа, в особенности, заключается в том, что человек, даже не только в начале деятельности, может совершать ошибки. Хорошая новость - большинство ошибок, совершенных психологом, не наносит какого-то серьезного вреда (если мы не говорим о злостном нарушении этических норм, границ и пр.).

Еще более хорошая новость - в работе с психологом ошибки или то, что клиент ощущает как "ошибки психолога", может свободно обсуждаться в беседе. И если психолог осознает, как важно не отыгрывать защитные стратегии поведения по отношению к клиенту (оправдываться, спорить, говорить или намекать на его неправоту и пр.), а просто разрешать этим чувствам клиента быть и помогать в их исследовании, то процесс обсуждения этих самых "ошибок" часто обладает гораздо более целительным терапевтическим эффектом, нежели какой-то гипотетический "идеальный ответ" специалиста. Человек ощущает недовольство, чувствует, что он не согласен, и получает возможность высказать это в безопасной атмосфере без последующего наказания, осуждения или втягивания в спор.

Это не только постепенно развивает чувство автономности и валидирует чувства клиента, но и дарит гораздо более реалистичное видение себя и своего внутреннего мира, поскольку по отношению ко множеству трудностей мы испытываем противоречивые чувства. И что бы психолог не сказал/не ответил, порой это неизбежно будет фрустрировать или вызывать несогласие. И это нормально. Так и должно быть, и это должно обсуждаться в процессе.

Поэтому, на мой взгляд, одной из главных (и наиболее опасных) ошибок, которую может допустить психолог, является его убежденность в собственном всемогуществе и выражение 100% уверенности в понимании трудностей клиента. Гораздо более терапевтичным, в свою очередь, является принятие психологом того, что он никогда не сможет понять клиента лучше, чем тот сам понимает себя, сочетающееся с выражением искреннего желания понять клиента так полно, насколько это возможно, и помочь ему исходя из этого понимания.